Уровень комфорта для пешеходов и владельцев автомашин в городских условиях и за пределами населенных пунктов во многом зависит от того, насколько светло на улицах. Чувствовать уверенность в собственной безопасности и избегать неприятных ситуаций во время передвижения каждому человеку помогает грамотная организация освещения пешеходных зон, парков и автомагистралей. Осветительная мачта - часть установки поддерживающей светильник, фонарь или прожектор - это основная составляющая уличного освещения. Современные производители предлагают достаточно широкий ассортимент опор и самих светильников, так что ни один заказчик не испытает затруднений при выборе осветительного оборудования по индивидуальным требованиям.

Виды современных опор уличного освещения

Классифицировать опоры наружного освещения можно по типу материала, использованного при их изготовлении. Существует 4 вида опор, и каждый из них востребован на рынке, благодаря своим характерным особенностям.

  1. Металлические опоры освещения. Этот вид считается лидером по популярности в своей сфере, поскольку столбы из термостойких металлов (железа, стали, чугуна и алюминия) обладают целым рядом неоспоримых преимуществ:
    • высокой стойкостью к динамическим и кинетическим нагрузкам;
    • невосприимчивость оцинкованных опор к коррозийным процессам;
    • достаточная степень гибкости, что влияет на вероятность нанесения существенного ущерба транспортным средствам при столкновении с таким столбом.
  2. Деревянные опоры освещения. Дерево - материал мягкий и податливый, подверженный внешним факторам воздействия. Но при этих недостатках он обладает диэлектрическими свойствами и экологичностью. Данный вид конструкций считается устаревшим и встретить деревянные столбы можно преимущественно в удаленных от городов регионах. Однако, подобные конструкции актуальны, когда нужно смонтировать временные линии освещения или в случае, когда необходимо установить декоративные источники света, например, для террасы ресторана.
  3. Железобетонные опоры освещения. ЖБИ опоры наружного освещения восприимчивы к сменам температурного режима. Они также склонны к образованию сколов в процессе эксплуатации. Низкая степень эластичности железобетонных столбов становится причиной значительного ущерба для автомобилей при столкновении. Значительный вес конструкций является значимой их особенностью, затрудняющей транспортировку. ЖБИ столбы применяются сегодня для освещения городских улиц, парковых зон, спортивных площадок, промышленных и складских площадей. Преимущества у бетонных опор тоже имеются и немалые:
    • высокая сопротивляемость негативным внешним воздействиям, в том числе и химическим;
    • максимально высокая прочность;
    • диэлектрические свойства, позволяющие железобетонным мачтам полностью изолировать токопроводящие линии.
  4. Композитные столбы. Конструкции такого типа используются в качестве альтернативы для всех остальных видов опор. Среди основных достоинств композитных конструкций низкий вес, устойчивость к коррозии, экологическая безопасность, прочность и эстетический внешний вид.

С помощью разнообразных опор уличного освещения можно реализовывать схемы осветительных систем для любых объектов. Специфика объекта подразумевает использование столбов разного целевого назначения - функциональных или декоративных. Назначение опоры определяет и другие требования к ней - общий вид и эффективность освещения.

Требования к опорам уличного освещения

Монтаж осветительных конструкций обязан происходить четко в соответствии с принятыми стандартами, правилами и санитарными нормами. Выполнять работы по установке столбов и мачт для наружного освещения может только специализированная бригада монтажников. Существует несколько стандартных схем расположения для разных объектов:

  • односторонняя (светильники располагаются на столбах с одной стороны проезжей части);

  • двухсторонняя (два ряда опор освещения с обеих сторон дороги);

  • осевая (расположение светильников на тросах по центральной оси дороги);

  • двухрядная по оси (расположение светильников на столбах вдоль разделительной полосы на проезжей части).

Влияние на плотность установки осветительных опор оказывает также мощность фонарей. Чем больше мощность уличного светильника, дем дальше друг от друга будут стоять конструкции. Существует целый ряд требований по расположению мачт относительно ЛЭП, крыш домов, бордюров и т. д. В качестве примера приведем допустимые расстояния между металлическими опорами уличного освещения и бордюрами:

  • 1 метр для дорог с высокой интенсивностью движения;

  • 0,6 метра, когда производится монтаж на дорогах второстепенного значения;

  • 0,3 метра при отсутствии движения грузового и электротранспорта.

Если же на дорогах вовсе нет бордюров, стандартом для установки фонарей будет расстояние 1,75 метра от кромки проезжей части.

Требования к фундаменту опор освещения

Монтаж опор освещения может производится для разных целей, но в любом случае будет иметь место одно общее требование к ним - достаточная для сопротивления большим нагрузкам степень прочности. Металлические оцинкованные опоры освещения обязаны выдерживать, например, порывы ветра скоростью около 160 км/ч. Металлические конструкции наиболее востребованы, в частности, из-за того, что их монтаж представляет собой относительно легкий процесс, особенно если сравнивать с установкой железобетонных аналогов. Фундамент для них выполняется в двух вариантах:

  • бетонная база;
  • подземный блок.

Размеры фундамента зависят от целого ряда факторов: особенностей грунта, массы самой опоры, свойств участка, где будет происходить монтаж. Если, например, блок основания будет размещен на газоне, то его необходимо заложить на глубине 0,8 м ниже уровня грунта. Вдоль автодорог бетонное основание закладывается на большую глубину - 1,25 м от поверхности почвы.